Эффект Зейгарник и UX/UI Дизайн
Пост о том как можно использовать эффект Зейгарник в Цифровых продуктах
Заметил это в Mural.
Эффект Зейгарник назван в честь Блюмы Вульфовны Зейгарник, советского психолога, которая заметила, что в кафе официант помнил все детали её заказа без записи, но не вспомнил Блюму когда она вернулась в кафе за забытой курткой.
Суть эффекта Зейгарник: незавершённые или прерванные действия и задания запоминаются человеком лучше, чем завершённые. Прерванное действие создает психологическое напряжение, которое мотивирует человека вернуться к задаче и способствует её лучшему запоминанию. После завершения дела это напряжение спадает, и задача забывается.
Подробнее в википедии
Эффект можно использовать в онбординге, создав небольшой список дел которые необходимо сделать пользователю для базового ознакомления с интерфейсом и таким образом провести его по необходимым шагам.
При больших обновлениях можно располагать прогресс бар в том же месте с новыми шагами по новому функционалу.
Первый пункт выполнить за пользователя и показать ему это
Дополнительный прогресс бар с процентами или цифрами будет держать задачу на виду и создавать желание довести дело до конца
Повышение Retention (стимулирование возврата)
Можно напомнить пользователю о невыполненных задачах в email или пуше, что может повысить возврат
Важный момент
Важно не делать много пунктов и они должны быть просто выполнимыми. Иначе это создаст когнитивную нагрузку. Можно ориентироваться на закон Миллера 7±2 пункта
Суть закона Миллера: Среднестатистический человек способен одновременно удерживать в своей кратковременной памяти (рабочей памяти) от 5 до 9 отдельных элементов информации, или «порций» (chunks).
Подробнее в википедии
Эффект Зейгарник заставляет пользователя помнить о задаче, а Закон Миллера гарантирует, что это не перегрузит его кратковременную память